Безопасное вождение мотоцикла или пособие по выживанию мотоциклиста на каждый сезон». Часть первая - «Подготовка мотоцикла к поездке, экипировка мотоциклиста.

Опубликовано:03.12.2014
Безопасное вождение мотоцикла или пособие по выживанию мотоциклиста на каждый сезон». Часть первая - «Подготовка мотоцикла к поездке, экипировка мотоциклиста.

Часть первая - «Подготовка мотоцикла к поездке, экипировка мотоциклиста».

Пусть ваш мотоцикл страшно дорогой и современный, перед выездом его необходимо тщательно осматривать. Обычно сначала проверяют давление в шины (конечно можно это сделать на глазок, но будет лучше сделать это с помощью манометра). Мотоцикл сильно зависит от давления в обеих шинах, так не докаченное колесо снижает маневренность, и устойчивость мотоцикла в повороте, а с перекаченным колесом снижается пятно контакта с шины с асфальтом, хуже работает подвеска. Не забываем что после прогрева шин, давление в них вырастет в задней шине на 0,3 атмосферы минимум, а в передней шине на 0,2 атмосферы и более. Если ехать планируется долго, возможно с грузом, то давление следует повысить до рекомендованных в инструкции показателей. Наличие дефектов на шинах тоже необходимо проверить, потому как любые порезы, вспучивания, расслоения резины и изношенные протекторы на колесах – это потенциальная возможность попасть в неприятную историю. К слову, остаточная допустимая высота протектора не может составлять меньше, чем 0,8 мм. Мотоцикл особо чувствителен к качеству и состоянию покрышек, езда на «лысой» резине по дорогам общего пользования категорически не приветствуется, конечно, если вы не трасе и на вас не обуты «слики», но это уже другая история. Вторая, крайне важная система, подлежащая тщательной проверке – тормоза. Пословица о том, что тормоза придумали трусы, в нашем случае неприменима. Когда будете оценивать в каком состоянии тормоза и сцепление, обратите внимание на целостность шлангов. Убедитесь, что они не имеют повреждений и надежно соединены с цилиндрами, а количество (уровень) тормозной жидкости в расширительном бачке соответствует норме. Специально для этого в переднем бачке сделан глазок или сам бочок прозрачный, второй (заднего тормоза) бачок обычно так же делают прозрачным. При необходимости жидкость следует долить, но, обязательно того же типа, какой уже был залит ранее, так как у разных марок, разная температура кипения при нагреве не говоря уже о множестве присадок, смешивать которые не рекомендуется. Если рычаг тормоза с гидроприводом «проваливается», то его просто прокачивают. Барабанные тормоза имеют индикатор, показывающий их износ. Это может быть флажок или стрелка, которые закреплены на разжимном кулаке (его оси). При выжатой до конца тормозной педали стрелка должна показывать допустимый износ. Если тормоза дисковые, то самый маленький рабочий слой истирающейся колодки должен составлять не менее, чем 2 - 3 миллиметра. Обычно показатель минимальной толщины есть в руководстве по эксплуатации мотосредства и написан прямо на диске. Ход всех приводов (тормоза, акселератора, сцепления) должен быть оклоло 2 мм. Трос привода механического не должен застревать в оболочке и беспрепятственно возвращаться назад, как только усилие было снято. Все рычаги на ручках должны иметь крепкое, надежное крепление. Если у вас мотоцикл с гидроприводным сцеплением, то уровень жидкости тоже подлежит контролю. Осматривая двигатель, проверьте, не подтекает ли масло из картера. Для контроля за его уровнем, в картере расположен специальный глазок или щуп с нанесенными на него рисками. Не забывайте менять или доливать масло вовремя, высокооборотистые двигатели мотоциклов крайне плохо относятся к масляному «голоданию». Если ваш мотоцикл с приводным колесом, то цепи и звездочки проверяем обязательно. Обратите внимание на зубья, насколько они износились, на натяжение цепи, возможно заметите еще какие-нибудь дефекты. Кстати, если цепь визуально вроде как везде цела, но немного растянулась и провисла и при этом возможность подтянуть цепь уже нет - ехать на таком мотоцикле опасно, так что меняйте ее сразу. Следующий шаг – проверка подвесок на колесах и целостности дисков. Убедитесь, что на колесах гайки достаточно затянуты, это важно. Ежедневный осмотр мотоцикла перед поездкой, когда ни-будь, спасет вам жизнь.

Итак, мотоцикл к выезду готов, а водитель? В джинсах и кедах? Нет, это никуда не годится, срочно едем экипироваться, конечно, на машине или на общественном транспорте. Первое, что жизненно необходимо приобрести начинающему мотоциклисту – это защитный шлем. Хороший (да в принципе любой, но лучше – хороший) шлем может реально спасти жизнь при ударе головой об асфальт. Современные защитные шлемы очень красивы и легкие, но при этом действительно надежны и удобны. Они не мешают полноценному обзору, не заглушают полностью звуки, и главное, сидят как влитые и ничем не отвлекают водителя от дороги. Шлем должен оберегать не только голову, но и шею. Лучше было бы приобрести полностью закрытый шлем, так называемый интегральный, поскольку уровень защиты у него намного выше, чем у полузакрытых или открытых. Что касается цены, то здесь именно тот случай, когда экономия совершенно неуместна. Дешевые шлемы могут выглядеть шикарно, но сделаны из дешевых материалов, которые не выдерживают даже небольшой силы удара. Шлемы с высокой стоимостью легкие, прочные, хорошо защищают, например карбоновые, цены на которые уже который год подряд не бьют рекорды и вполне доступны для каждого мотоциклиста. Важно, чтобы размер шлема соответствовал размеру головы мотоциклиста. В идеале, если подушечки сбоку будут плотно прижаты к щекам, а сам шлем не будет «ездить» по голове, то есть будет сидеть довольно плотно. Однако, чрезмерная плотность тоже чревата возникновением головной боли и онемения в шее, из-за постоянного стягивания. Кстати, шлем должен быть новым! Как правило, модели, бывшие в употреблении довольно разношены, так что если есть возможность не покупайте шлемы с рук, несмотря на соблазнительную цену. Теперь костюм, который может быть как слитным, в виде комбинезона, так и состоять из двух частей – штанов и куртки, для города вполне подходит раздельный комплект. Сперва, о куртке: она может быть сшита из качественной, плотной кожи или из другого современного прочного материала. Хорошо, если куртка будет плотно прилегать к телу, так при падении она не задерется, и вы не обдерете бока и спину, однако если есть возможность, состегивать штаны с куртками не ленитесь, делайте это каждый раз! При падении даже маленькая щелочка между курткой и штанами подвергнется воздействию трению об асфальт. Когда холодно, под куртку следует одеть теплую толстовку или что еще лучше комплект теплого термобелья. Кстати, не думайте, что в летнюю жару вам не нужна будет куртка. Очень даже нужна. Потому что на скорости, даже в теплую погоду, тело охлаждается, и его температура может упасть значительно, что влечет за собой снижение концентрации и замедление реакции. В районе шеи и на рукавах должны быть застежки, которые защитят от ветра и дождя. Сегодня куртки для мотоциклистов изготавливают из современных материалов, которые прочны, не пропускают воду, имеют вентиляцию, отталкивают грязь и воду. Что выбрать, решайте сами, в любом случае не скупитесь, ведь хорошая куртка – это ваш собственный комфорт и ваша защищенность, совсем как в одной известной рекламе. Штаны так же обязательны, так как ноги страдают при падениях в первую очередь. Существуют мотоциклетные брюки нескольких видов. Например, даже такие экзотические как брюки-чехлы, которые надевающиеся поверх обычных джинсов. Удобство подобных брюк заключается в застежках – молниях на всю длину штанины по бокам. Еще есть вид брюк, которые с виду напоминают джинсы, но на самом деле изготовлены из прочного, специального материала с добавление кевларовых нитей и их аналогов, что сильно повышает их степень сопротивлению истиранию об асфальт. Обычные хлопчатобумажные джинсы протираются спустя 3 – 5 секунд после скольжения по асфальту, после чего начинают истираться ваши колени и пятая точка. Подумайте над этим! Самыми надежными, качественными и безопасными считаются брюки из натуральной кожи. Выбирая брюки, помните, что большую часть времени вам придется в них сидеть, поэтому избегайте сильно обтягивающих моделей. Обязательная деталь мотобрюк – затяжка в районе пояса. Это может быть ремень, кнопки, подтяжки или другие крепления. «Затянув поясок» вы защитите себя от сквозняка, холода и намокания в дождь. Хорошо, если внизу брюк будут еще манжеты - штанины не будут болтаться на ветру. Все молнии должны быть прочными, а в области коленей и лодыжек брюки не должны быть слишком натянуты. Это важная деталь, ведь большую часть времени ноги ездока согнуты в коленях. Так же очень желательно наличия съёмных (интегрированных) в брюки наколенников и других защитных средств. Хотя многие предпочитают отдельную защиту коленей. Комбинезон – несомненно, удачное решение, если не брать время и удобство на надевание и снятие комбинезона с себя, иногда без помощников не справится. Выбирая модель, следите за тем, чтобы комбинезон плотно прилегал по всей поверхности тела. В холодную погоду не забывайте о термобелье. Качественное белье довольно тонкое, но согреет в непогоду, и не будет сковывать движений. Мотоботинки тоже обязательны, желательно из натуральной кожи (известная Итальянская компания SIDI использует в изготовлении мотоциклетных ботинок искусственный материал «Лорика»), высокие и плотно прилегающие к ноге. Никаких кроссовок, кед, и боже упаси, сандалий. Плотная фиксация обуви на ноге может спасти ногу от вывиха, растяжения и даже перелома при аварии. Даже если вы «завалили» мотоцикл на месте (очень распространенное событие) то при падении мотоцикла на незащищенную ногу, а это примерно 200 кг. стали и алюминия вам гарантированно обеспечат сильный ушиб или как худший вариант – прелом тонких костей ступни и лодыжки. Еще один важный аспект в костюме мотоциклиста – очки. Они необходимы, если у водителя нет шлема-интеграла. При скорости более 40 км/ч без специальных очков на дороге нечего делать. Насекомые, которые так любят летать над дорогой, уже на скорости в 40 – 60 км/ч могут сильно повредить глаза и лицо, не говоря о потери управление после столкновения с таким жучком. Да и камни из под машин, не редкий случай. Поверьте, синяки и фингалы под глазами не добавят вам позитива от вождения мотоцикла. Обычные солнцезащитные очки как вы понимаете, использовать в данном случае не стоит, они неудобны, у них нет защитных боковинок, поэтому от ветра глаза такие очки не защитят. Специальные очки должны плотно прилегать, нигде не давить и не жать, защищать глаза от ветра, дождя и мелкого мусора, который летит в лицо. Несколько основных положений, которые следует соблюдать при выборе экипировки: 1. Одежда должна быть четко по размеру. Вы должны чувствовать ее как свою вторую кожу. Шея и поясница должны быть закрыты; 2. В момент управления водитель мотоцикла много вертит головой, поэтому на куртке или на комбинезоне должны быть нашиты мягкие вкладыши в области ворота; 3. Хорошая куртка всегда должна иметь вентиляцию, но не пропускать ветер и воду; 4. Качественная экипировка легкая, дает полную свободу движениям во время езды.

Следующая часть статьи о безопасности будет посвящена правилам безопасного вождения мотоцикла, способы безопасного управления мотоциклом.


Картинка для анонса: Array