Безопасное вождение мотоцикла или пособие по выживанию мотоциклиста на каждый сезон.Часть вторая - Правила безопасного вождения мотоцикла, способы безопасного управления мотоциклом.

Опубликовано:29.12.2014
Безопасное вождение мотоцикла или пособие по выживанию мотоциклиста на каждый сезон.Часть вторая - Правила безопасного вождения мотоцикла, способы безопасного управления мотоциклом.

Новичкам на заметку. Советы по выбору мотоцикла.

Вот он наступил, долгожданный миг покупки мотоцикла! Сердце стучит чаще обычного, нетерпение возрастает, вы идете в салон (на авторынок) и…впадаете в растерянность от выбора. Понятно, что примерно вы представляли, зачем идете. За мотоциклом. А вот за каким, давайте разбираться.

Прежде чем покупать себе железного коня, подумайте, в какой местности вы собираетесь на нем рысачить. Например, для грунтовых дорог лучше выбрать Эндуро, а вот для далеких путешествий нужен мотоцикл с мега-удобными сидениями, иначе придется часто делать остановки для разминки. А если вы любитель прохождения поворотов на коленке и сложных дорожных «шпилек» то выбор очевиден, Спортбайк и вы созданы друг для друга.

В идеале, если вас проконсультирует опытный байкер, а еще лучше – поедет с вами за покупкой. Кстати, именно опытные байкеры советуют новичкам приобрести мотоцикл уже бывший в употреблении, а в конце сезона его продать. И опыта наберетесь, и более четко сможете определить свои критерии выбора нового байка. В любом случае, присмотрели вы мотоцикл б/у или в салоне, придерживайтесь основных критериев:

1.      Вы должны поднимать байк с земли самостоятельно, хотя бы немного;

2.      Сидя верхом на байке, ваши ноги должны доставать до земли;

3.      Вам удобно сидеть. Просто удобно и все.

Что касается финансовых вложений, то не стоит сразу крупно тратиться на первый мотоцикл. Обычно его меняют если не по окончании первого сезона, то через пару-тройку лет точно, после череды апгрейдов. Наберетесь опыта, тогда и присматривайтесь к дорогим моделям.

Приобретая бывший в употреблении мотоцикл, стоит особое внимание уделить изучению документов на него – сверьте указанные в документации данные с теми, что имеются. Это год выпуска (он находится на тормозных дисках и шлангах), номера рамы и двигателя. Обязательно попросите хозяина показать следы от падений и не сильно доверяйте убеждениям, что таковых следов не имеется. Практика показывает, что такие случаи ой как редки. Еще:

         ·            Внутри бака не должна обнаружиться ржавчина. Даже ее следы. Не забудьте прихватить с собой фонарик и лично заглянуть в середину бака;

         ·            Проверьте, не растянута ли цепь, нет ли на ней ржавчины;

         ·            Перья вилки должны быть чистыми, не замасленными (для проверки на нее следует надавить несколько раз);

         ·            На раме не должно быть повреждений;

Теперь самое время завести мотор. Прислушайтесь к его работе, мотор должен «урчать» ровно, без дребезжания. Прокатитесь на мотоцикле, естественно, тормоза должны быть в исправности, так же как подвеска и коробка. Убедитесь в целостности резины, дабы не пришлось тратится еще и на новые колеса. Если ваши финансовые возможности позволяют, то лучше остановить свой выбор на «японце», надежном, в качественном исполнении. Если вы новичок, то не спешите приобретать мощную машину, пусть мотоцикл будет не очень быстрым, особенно если вы планируете кататься на нем по деревенским дорогам. Для трасс за городом подойдет байк с широкими колесами, массивной рамой и прочными спицами. Для асфальтных дорог легкий, до шестисот кубов байк - самое оно. Вообще новичкам будет комфортно ездить на мотоцикле с низкой посадкой и массивными колесами. Такой «конь» не взбрыкнет, потому что более устойчив, но и не такой маневренный, как легкий и высокий, с ним сложнее управляться именно на высоких скоростях. Помните об этом, прежде чем от души разогнаться на дороге.

Свой собственный рост тоже стоит учитывать, особенно высоким людям. Кстати, им можно рекомендовать мотоциклы Honda, которые выпускаются в различных вариантах (полу -спорт, спорт и т.д.).

Цена: слишком дешево тоже плохо. Обычно в очень недорогих мотоциклах нет обтекателей, регулируемой амортизации и многих других полезных возможностей. Поэтому экономьте, но слишком жадничайте. Сегодня выбор недорогих, но качественных и надежных байков вполне достойный.

В чем различие «автоводителя и мотоводителя».

Менталитет водителя автомобиля и мотоцикла несколько различен. Как показывает статистика, причина многих аварий с участием двухколесных машин кроется в том, что их наездники пытаются предугадать действия водителей автомобилей, но ошибаются. Последние нередко нарушают, правила преимущественного проезда или не мигают, перестраиваясь из ряда в ряд, если рядом находится мотоцикл. Так что, уважаемые мотоциклисты, правило №1: соблюдайте достаточную дистанцию.

Опишем несколько типичных опасных ситуаций, которые вполне можно и должно избежать:

1.      На повороте. Если вдруг авто столкнется с мотоциклом, то с ним страшного ничего не случится, ну разве получит небольшую вмятину. Поэтому водители нередко попросту не замечают помеху в виде мототранспорта. Им не надо переживать особо за свое здоровье. Например, двигаясь по правой полосе, вы собираетесь свернуть направо, а слева находится авто, которое может осуществить маневр неожиданно, без предупреждения и прямо перед вашим носом. Или, чтобы войти в поворот автомобиль резко оттормаживается. Здесь не допустить аварию можно, если увеличить дистанцию, а лучше вообще перестроиться в левый ряд.

2.      Когда мотоцикл едет за машиной. Резкое торможение или остановка впереди едущего авто случается нередко. Здесь вина засчитывается мотоциклисту. Держите дистанцию, что бы в случае чего вам хватило тормозного пути остановиться, в отсутствие опыта ваш тормозной путь всегда будет больше чем у автомобиля. Помните об этом и старайтесь оценивать ситуацию на дороге, в общем, не фокусируйтесь только на стоп-сигналах, подаваемых впереди идущим авто. Ваше преимущество в том, что сидите вы выше водителей легковых машин, так что пользуйтесь им. Читайте дорожную обстановку и предугадывайте действия других участников дорожного движения.

3.      Что касается остановок на светофоре, то здесь уже ваш мотоцикл может «поцеловать» машина, идущая за вами. Поэтому никогда резко не тормозите и обязательно при торможении смотрите назад в зеркала. Лучше всего притормаживать в крайней части полосы, при этом смотрите в зеркала заднего вида, даже если за вами никого нет, лихачей, взявшихся неизвестно откуда на дороге, сейчас хватает.

Правильное поведение на перекрестках

Круговые перекрестки имеют свои нюансы и их нужно учитывать. Главная задача мотоциклиста – избежать аварии в абсолютно любой, даже правой, ситуации. Особенно учитывая, что вина за аварийную ситуацию лежит на водителе автомобиля в трех случаях из четырех.

Большой палец водителя мотоцикла должен всегда лежать на клаксоне, запомните это. Сигнальте всякий раз, как почувствуете опасность! Те водители, которые двигаются по кольцу, имеют некоторое превосходство. Дождитесь той минуты, когда та полоса, на которую вы планируете въехать, будет свободной. Обязательно следите за машинами, которые едут по ряду внутреннему (левому) позади вашего мотоцикла. Следите до тех пор, пока они не выедут с перекрестка.

Итак, вы уже попали внутрь кольца. Здесь важно уметь в нужный момент перестроиться в правый крайний ряд для выезда. Иначе, вы можете стать причиной аварийной ситуации и подвергнуть других водителей опасности, а это уже нарушение. Не успели перестроиться? Тогда объезжайте кольцо еще раз. Без вариантов. Если круговой перекресток не контролируется регулировщиком, то заторы на нем обычное дело. Чаще заторы возникают из-за не очень умелых водителей внутри кольца; въезд и особенно выезд на перекресток, как правило, оказываются свободными. Перед тем как начать выбираться из пробки, проанализируйте общее движение.

Главное – не пересекать траекторию движения других автомобилей или выбрать такой путь, на котором риски будут минимальны. Как ни странно это звучит, но именно на перекрестке вы сможете реально оценить свой уровень вождения мотоцикла, насколько байк окажется «послушным» в ваших руках.

Как вести себя в пробках.

Если пробка образовалась на магистрали или скоростной трассе, то передвигаться по ней лучше в правой полосе. Не уступайте дорогу водителям, которые, вроде как, движутся быстрее, чем вы. Если авто позади и вправду идет быстрее, его водитель совершит обгон слева.
Не пристраивайтесь сзади автобуса, он может резко затормозить. Если обогнать автобус нет возможности, держите достаточную дистанцию. На дорогах за городом мотоцикл может совершать объезд пробки по обочине. Да, такое действие не совсем легально, но зато наиболее безопасно. Но, будьте осторожны и внимательны, дверь какой либо машины может открыться в любой момент! Либо автомобилист так же решит воспользоваться обочиной для обгона.

Кстати, если движение одностороннее, то как правило обочина слева безопаснее и чище, нежели справа. Главное – не ехать посередине дороги.

Повороты и развороты: как действовать.

Снова обратимся к статистике: большая часть ДТП совершается во время поворотов налево или во время разворотов на встречной полосе. Если вы увидели аварию, где участниками стали мотоцикл и автомобиль, то наверняка где-то рядом есть поворот. Обычно ситуация складывается следующая: водитель автомобиля, начиная поворот не включает сигнал предупреждения, а мотоцикл он просто не захотел или не смог заметить. Либо водитель мотоцикла не сумел распознать намерения водителя машины.

Любая автомашина имеет зону видимости, которую называют «мертвой». Когда в данную зону попадает мотоцикл, его просто не видно в зеркалах для обзора сзади, поэтому и столкновения так нередки.

Еще случай: вы намереваетесь обогнать спокойно стоящий на светофоре автомобиль по встречной полосе. Конечно, ваше появление не всегда ожидаемо и водитель без задних мыслей начинает разворот. Либо слева может находиться переулок или парковка, куда автомобиль решит свернуть. Кто-то может выезжать из ряда, а вы недосмотрели и не притормозили. Если, передвигаясь по магистральной трассе или многорядной дороге, вы решили повернуть налево, лишний раз проверьте, свободна ли встречная полоса и распознал ли ваше намерение водитель машины позади вас. Все равно не стоит действовать резко. Возможно, одна машина вас и объедет, а вот следующая может и не заметить вас вовремя. Перед разворотом по встречной полосе притормозите, несколько раз мигните для обозначения своего маневра. Не уверены, что все сделаете правильно? Тогда проезжайте данный перекресток и совсем откажитесь от разворота именно на нем.

Тормозим и обгоняем.

Мотоциклы и прочие двухколесные друзья с моторами умеют развивать хорошую скорость и набирают ее моментально, на уровне спортивных или просто мощных машин, так как имеют малый вес. Поэтому они нередко идут на обгон автобусов, грузовых машин и пр. На двух колесах находиться в пробке намного сложнее, в смысле, зачем вы тогда купили мотоцикл? И вот вы решили быстренько обогнать всех и вся. Однако, обгоняя транспорт, намного превосходящий по габаритам мотоцикл, нужно быть достаточно уверенным в своих силах и в умении предугадывать ситуации на пару ходов вперед.

Итак: обгоняем слева. Допустим водитель авто очень внимателен на дороге, но все равно есть зоны, обозрение которых затруднено. Обгоняя машину, старайтесь в подобные зоны не попадать (обычно это зона боковых зеркал заднего вида). Ни в коем случае не прижимайтесь близко к автомобилю, тем самым вы сами лишаете себя возможности маневра в вынужденных обстоятельствах. Соблюдайте осторожность, обгоняя машину справа, особенно если впереди расположена парковка, заезд или поворот. Вдруг водитель решит свернуть и не предупредит вас. В таком случае повышается вероятность быть сбитым.

Обгоняем справа: здесь тоже нужно стараться избегать зон, которые хорошо не просматриваются водителями, обгоняемыми вами справа. Кстати, иногда водители складывают боковое зеркало заднего обзора, оставляя авто на стоянке, а затем забывают его снова развернуть.

Еще один повод проявить повышенную внимательность – это заезды к торговым центрам, гаражам и во дворы. Обгон справа можно осуществлять только в ситуации, когда иначе не получится и делать это нужно очень, ну очень осторожно.

Что касается обгона на магистралях, то здесь скоростное превосходство мотоцикла может стать скорее минусом. Реальная скорость автомобилей на трассе куда выше, чем это разрешено ПДД, поэтому, мчась по магистральному шоссе в правом ряду, следите за движущимися машинами как впереди, так и сзади вас. Если вам необходимо обогнать машину, которая едет медленно, то делайте это через левую дорожную полосу. Старайтесь занять положение, при котором уверенный поворот руля поможет избежать «поцелуя» с резко затормозившим авто.
Помните:

         ·            двухколесный транспорт хоть и дает некоторое превосходство в скорости, но не является поводом обгонять всех подряд;

         ·            прежде чем совершать обгон, предупреждайте сигналом или жестом о своих намерениях других водителей;

         ·            обращайте внимание на поведение водителя авто, которое вы намереваетесь обогнать. Возможно, он в эту минуту закуривает сигарету, говорит по телефону, или его отвлекают пассажиры. Все эти мелочи помогут вам распознать необдуманные решения водителя;

         ·            хорошо отрегулируйте свои собственные зеркала, они Вам точно нужны!

Автобусы, такси и пешеходы.

Автобус может стать реальной угрозой для мотоциклистов. Особенно, когда он делает остановку для высадки-посадки пассажиров не на специальной остановке, а чуть поодаль. Ко всему прочему водителя маршрутного автобуса все время отвлекают пассажиры, его внимание несколько рассеяно. Поэтому, дистанция между мотоциклом и автобусом должна быть длиннее, чем в случае с другим транспортом. Резкие торможения у маршрутных автобусов случаются чаще всего, пассажиры часто проезжают свою остановку, а затем срочно требуют у водителя остановиться.

Не стоит объезжать справа стоящий на остановке автобус и вообще пассажиры, народ непредсказуемый, на дороге появляются всегда неожиданно. Поэтому здесь предельная внимательность нужна как никогда.

Что касается пешеходов, то это самые незащищенные участники движения, их нужно беречь. Не забывайте приостанавливаться перед пешеходным переходом, увидев, что его хотят перейти люди. Не тормозите неожиданно около пешеходов, особенно перед зеброй (зачастую возле зебры скольжение дороги чуть выше). Останавливаясь перед переходом, становитесь в правую крайнюю полосу, а не посреди дороги. Мало ли, вдруг кто-то не такой вежливый решит проскочить перед пешеходом. И еще, не наезжайте на разметку, нанесенную на дорогу. Это и вопрос вежливости, и вопрос безопасности (разметка часто бывает очень скользкой), после дождя, росы – дьявольски скользкой.

Как быть с такси? Осторожно. Когда такси стоит у обочины (с правого края), то наверняка или подбирает, или высаживает пассажиров. Даже не делайте попытку объехать его справа, в просвет между бордюром и машиной, вероятность наехать на пешехода очень велика. Если ситуация вынуждает вас ехать за такси, держите приличную дистанцию, так как машина может остановиться или невзирая ни на что метнутся в самый неподходящий момент к обочине чтобы подобрать голосующего пассажира. Более того, даже если машина такси не свободна, обратите внимание на пассажиров внутри, на их поведение, возможно они нетрезвы или не знают точную дорогу и могут попросить водителя остановиться в любой момент. Вообще, как только выпадет удобный момент, такси лучше обогнать.

Если на заднем сидении мотоцикла находится пассажир.

Да, несомненно, одному на мотоцикле ехать приятнее, но пассажир, а особенно красивая пассажирка, дадут вам возможность ощутить радость передвижения вдвоем на мотоцикле. Правда и ответственность на водителя мототранспорта ложится усиленная, за себя и за «того парня ))».

Пассажир ничего не может сделать в случае любой, даже мелкой аварии, так что за его безопасность отвечает тот, кто пассажира везет.

Если вы едете не один, то дистанцию необходимо увеличить в полтора раза, мотоцикл крайне чувствителен к увеличению веса седоков и нарушения развесовки. Держитесь как можно дальше от парковок, детских площадок и парков. Руль держите крепче обычного и старайтесь быть втрое осторожнее при обгонах, особенно когда решите «проскочить» между двух движущихся автомобилей. Маневры совершайте спокойно, четко и только будучи уверенным в их безопасности.

Когда сзади вас находится пассажир, заднее колесо мотоцикла испытывает повышенную нагрузку и задний тормоз может сработать не так быстро, как предполагалось. А передний освобождается от нагрузки и наоборот, слишком быстро может заблокировать колесо. Так что, прежде чем приглашать подружку (или друга) на мотопрогулку, поучитесь слегка нажимать на передний тормоз и сильнее надавливать на задний. Не забывайте об экипировке, пассажир должен быть одет также, как водитель и на голове его должен быть одет защитный шлем. Объясните, что пассажиру о необходимости крепко держатся за поручни, иначе при резком торможении пассажир своей массой может подвинуть вас на бак мотоцикла.

Неожиданные угрозы на дорогах

Скрытыми угрозами на дорогах можно назвать:

1.      Повороты, которые не сразу заметны. Например, если поворот находится возле магазина и там как раз припарковался огромный фургон, осуществляющий разгрузку товара. А за этим фургоном может быть пешеходный переход, или заезд во двор, из которого как раз выезжает автомобиль. Предугадать ситуацию здесь невозможно, ее можно только увидеть воочию. Как быть? Сначала сделайте все для открытия обзора за поворотом, а затем уже действуйте;

2.      Маленькие пятна топлива на АЗС. Они скользкие. Очень скользкие. Поэтому покинув заправку, будьте осторожны вдвойне, а лучше протрите лишний раз колеса;

3.      Люки, вентиляция, стоки. Здесь нужна простая наблюдательность и внимательность. Просто старайтесь объезжать перечисленные объекты.

Советы по управлению мотоциклом.

Предотвратить ДТП чаще всего вполне в ваших силах, главное на дороге – правильная позиция и внимание к другим участникам движения:

1.      Соблюдайте достаточное расстояние между своим мотоциклом и автомобилем, движущемся впереди;

2.      Любую возможную часть дороги используйте для маневра всю. Для мотоцикла лучшей позицией является край полосы;

3.      Будьте всегда наготове, происшествие на дороге может произойти в любой момент;

4.      Смотрите вперед, далеко и внимательно;

5.      Не забывайте: резкое торможение, особенно в черте города, это всегда риск. И вообще передвигаясь по городу на мотоцикле, максимально концентрируйте свое внимание;

6.      Присматривайтесь к водителям автомобилей, к их манере езды;

7.      Скорость должна стать вашим «другом», случается, что ускорение спасает от беды;

8.      Сохраняйте хладнокровие. Паника только усугубит сложную ситуацию, а холодная голова поможет избежать многих неприятностей;

9.      Учитесь концентрироваться одновременно и на дороге, и на зеркалах заднего вида;

10. Даже если вы стоите под светофором одни, не останавливайтесь посредине дороги;

11. Не игнорируйте пешеходов, следите за их передвижением;

12. Помните: перекрестки и повороты представляют для мотоциклиста повышенную опасность;

13. Одна рука должна находится на сигнале (ночью – на дальнем свете фар), вторая –на тормозе. Всегда;

14. Надейтесь только на свои силы.

Удачи Вам на дорогах!

















Картинка для анонса: Array