Безопасное вождение мотоцикла или пособие по выживанию мотоциклиста на каждый сезон». Часть третья–«Вождение мотоцикла в сложных погодных условиях и ночью.

Опубликовано:16.01.2015
Безопасное вождение мотоцикла или пособие по выживанию мотоциклиста на каждый сезон». Часть третья–«Вождение мотоцикла в сложных погодных условиях и ночью.

Немного о сцеплении на дороге в дождливую погоду

Мотоциклисту, выезжающего на дорогу во время дождя, стоит задуматься, насколько резкое торможение он может себе позволить в мокрую погоду, исходя из возможностей шин на его мотоцикле. Кто-то становится чрезмерно осторожным и едет необоснованно медленно, даже по свободной трассе с ровным покрытием. А кто-то наоборот, ведет себя точно также, как если бы дорога была сухая. Так нужно ли менять свое поведение на дороге в дождь?

Покрытие, и сцепление с ним.

Давайте представим, как дождик может повлиять на сцепление. Оцените «мокрость» дороги. Конечно, сцепление на сухой поверхности лучше, но если у вас современный байк с хорошими шинами, то степень сцепления может быть достаточно высокой и во время дождя.
Но, как давно вы ездили по идеально ровной, пусть и мокрой дороге? То-то и оно. Чаще нам приходится сталкиваться с ямами, лужами и грязью. Поэтому нужно особо внимательно следить за дорогой, ее состоянием, отмечать измененный оттенок заплаток на дороге (они могут быть сделаны из скользящих материалов), следить за ямами и особенно, за блестящими участками.

Некоторые поверхности не так опасны в сухую погоду, но становятся непригодными дляпроезда мотоциклов по ним в дождь, например:

·         светоотражатели и катафоты

·         какая-либо разметка, нанесенная на дорогу

·         мокрая листва

·         пятна разлитого масла

·         металлические крышки люков

·         изношенные, «заезженные» до блеска участки.

Когда идет дождь, все перечисленные поверхности дают блеск, поэтому соблюдайте общее простое правило: видите отблеск пятна – не проезжайте по нему.
Чаще всего смазка, грязь и масло скапливаются:

·         меж колес стоящих машин

·          на местах разворотов

Отдельно стоит отметить ручьи и лужи. Оценить их реальную глубину почти невозможно, поэтому запоминаем еще одно общее правило: по возможности объезжайте любые, кажущиеся глубокими лужи, и бурные ручьи.

Вообще передвигаться на мотоцикле по мокрой дороге – это одни компромиссы. Для того, чтобы ехать по участкам с достаточным сцеплением, их нужно высматривать. Дайте сами себе возможность совершать маневры, не делайте выбор в пользу опасных, и даже экстремальных траекторий. Время дождя – это не время для лихачества. Держитесь на некотором отдалении от разметочных линий и швов, обработанных гудроном. Тогда вы сможете совершить разворот с хорошим качеством сцепления. Не делайте резких движений, не меняйте скорость и направление внезапно: плавность, размеренность и последовательность – вот ваши «друзья» на мокрой дороге.

Что касается тормозного пути, то он становится длиннее. Будете тормозить, учитывайте сей факт, тормозите спокойно, мягко, дайте возможность подвеске стабилизироваться. Передний тормоз на мокрой поверхности срабатывает чуть быстрее, чем даже можно ожидать. В разворот нужно входить, отпустив тормоза и перенеся вес на заднюю часть двухколесной машины.

При ускорении помните, что переключение нужно будет осуществить чуть раньше, чем всегда. Это поможет избежать заноса колеса сзади в момент ускорения или при максимальных оборотах двигателя. Впрочем, езда на сниженных оборотах – «В натяг» тоже не самый лучший выход, обычно нижний диапазон моторы не слишком «любят». Просто старайтесь поддерживать тот диапазон для своего двигателя, который для него оптимален. Если же потребуется сместить обороты, то совершайте это в сторону уменьшения их количества.

Техника поворотов в «мокрядь» не сильно отличается от техники поворотов на сухой поверхности, однако необходимость в правильном выполнении маневра возрастает.

Торможение следует заканчивать, когда мотоцикл еще движется прямо, ведь подвеске требуется какое-то время для сокращения частоты колебаний. «Вписываться» в поворот следует мягко, поддерживайте при этомсреднюю мощность (вершину поворота выбирайтенемного позднюю, для своевременной передачи нагрузки на колесо сзади).

Наклонять байк при повороте нужно постепенно, пользуясь заслонкойбережно, ускорение желательно тогда, когда ваша двухколесная машина находится в вертикальном положении -  в этом случае контролировать занос машины намного легче.

Если дорога скользкая. Несколько важных правил:

Дождь – не повод отказываться от поездки на мотоцикле. Более того, оттакой мотопрогулки можно получить настоящее наслаждение, лишь немного изменив стиль вождения. Начнем с:

1.      Экипировка. Дождевик обязателен. К нему хорошо бы иметь непромокаемые перчатки, непромокаемые прорезиненные сапоги (никаких кроссовок и кед, даже летом!) и шерстяные теплые носки. Конечно, нужен хороший шлем с чистым (что важно в дождь) стеклом;

2.      Внимательность и наблюдательность. Отмечаем любые пятна, лужи или просто слишком блестящие участки дороги. Особенно осторожничайте на перекрестках, где вероятность «напороться» на лужу вытекшего из автомобиля ДТ возрастает;

3.      Не пересекайте перекресток в момент, когда на светофоре горит желтый свет. Если вам вдруг нужно будет экстренно затормозить, то сцепление с дорогой вы можете легко утратить;

4.      Сделайте свой тормозной путь в два раза длиннее, особенно останавливаясь под светофором на красный свет. Не забудьте о зеркалах заднего обзора - об увеличении тормозного пути на мокрой проезжей части помнят, к сожалению, не все автоводители, идущие сзади вас;

5.      Самые опасные вещи на мокрой дороге – это канализационные люки и заплатки. Так что будьте внимательны.

И еще, совершенствуйте технику торможения на сухой дороге, тогда на мокрой вы сориентируетесь быстрее.

О поездках в тумане.

Откровенно говоря, если летний дождик не помеха для выезда на мотоцикле, то в туман лучше сидеть дома и…короче, выпейте пивка и завалитесь спать. Но, случается так что выезжаете вы в относительно ясную погоду, а через энное количество километров неожиданно становитесь героем романа Эдгар По – попадаете в густой туман. Кстати, подобное явление нередко бывает ранней весной.

Если туман не очень сгущен, даже при ограниченной видимости движение возможно. Имейте ввиду, вымокнуть в тумане можно точно также, как и под дождем, поэтому экипировка должна быть соответствующей. Дождевик можно на себя не надевать сразу, просто возьмите его с собой, на всякий случай. А вот специальные очки надевать не стоит и даже не рекомендуется. В туман капли влаги слишком мелкие, они оседают на линзах и не стекают с них. Понятно, что ежесекундно смахивать капли, занятие хлопотное и вождению помеха. Еще хуже обстоит дело сдиоптрийными мотоочками, водитель их не снимет, поэтому тем, у кого проблемы со зрением точно нужно остаться дома.
Итак, вы все же выехали в туман. Ну очень нужно было. Тогда для вас несколько рекомендаций:

1.      Включайте фару ближнего света и аварийную сигнализацию, дальний свет будет только создавать «световую стену» пред вами, можете, что ни будь не заметить…

2.      Двигайтесь по правому краю дороги, так вас по ошибке не занесет на встречную полосу, да и вероятность встретить машину, с потерявшим ориентировку, водителем, снижается;

3.      Если туман низкий (выстилается по дороге), то можно приподняться на подножках и тем самым улучшить видимость;

4.      Дорожное покрытие в туман порой бывает еще более скользкое, чем в дождь. Удвойте осторожность и ведите свою двухколесную машину по колее, продавленной шиной автомобиля (обычно она более сухая);

5.      Ехать в туман ночью – это вообще на грани фола. Но, обстоятельства бывают сильнее нас. В такой ситуации немного помочь может специальная, противотуманная фара. Бывалые байкеры советуют направлять ее свет так, чтобы был виден правый край дороги;

6.      Двигаться за каким -либо авто в туман не надо. У вас нет уверенности, что водитель ориентируется на местности и вообще не решит неожиданно свернуть на другую дорогу.

Езда ночью.

Если честно, то ехать по пустой, ровной трассе на мотоцикле, да еще теплой ясной ночью, да в небе звезды – это волшебно и непередаваемо. Но, чаще ночами ехать опаснее, чем днем. И сложнее. И покрытие не всегда радует.

Помните, светлая поверхность –видимость хуже. Темная поверхность –видимость лучше. Вот такой парадокс. Лучше всего ночью дорогу видно, если она бетонная и не освещена. Хуже видно асфальтобетонную дорогу. Средняя видимость на гравийно-битумных, и обычных гравийных покрытиях.Как только увидели, что оттенок и качество дороги изменились – корректируйте скорость.

Ночью плохо видны авто и пешеходы, стоящие на обочине, особенно если автомобили темных цветов, а пешеходы в темной одежде. Еще хуже их видно на извилистой дороге.
Пешеход в темном одеянии может быть увиден водителем мотоцикла с расстояния 70 метров (при ближнем свете фары) и с расстояния 100 метров (при дальнем свете фары).

Учитывая, что на скорости 60 километровчас ТС проходит за каждую секунду  16.66 метров, то пешехода вы настигните через 6 секунд, что не так уж много для принятия решения. Но кто же ездить на скорости 60 км.ч? Например при движения со 100 км.ч. вы будите проезжать каждую секунду 27,77 метра. Таким образом 100 метров вы промчитесь за 3,6 секунды, а на «крейсерской» скорости 140 – 160 км.ч. вы будите проезжать 100 метровый отрезок за 2,5 – 2,2 секунды! При средней времени реакции водителя на внезапно возникшие препятствие 0,8 – 1,3 секунды до начала торможения или маневрирования.Так что делайте выводы сами!

Новичкам будет не лишним знать:

1.      Ночью нужно быть сильно приметным. Делайте все что угодно, но окружающим вы должны быть видны. Светоотражающие элементы на экипировке, дополнительные световые приборы – все это поможет вам передвигаться в темное время с большей безопасностью.

2.      Шлем. На вас должен быть шлем. Без обсуждений.

3.      Не превышайте скорость, даже если дорога кажется свободной. Перед вами может неожиданно выскочить собака или другое животное. Если скорость будет разумной, вы успеете сориентироваться и притормозить(См. предыдущийабзац по расчёту скорости). 

4.      Смотрите вперед.

5.      Ночью особенно трудно предугадать поведение едущего впереди автомобиля, поэтому – держите расстояние.

6.      Старайтесь не отвлекаться на световые приборы транспортных средств, едущих навстречу. Они иногда ослепляют больше, чем ожидалось.

7.      Чужой мотоцикл –табу. Каждый водитель мотоцикла привыкает к «поведению» именно своего байка. Ночь –не лучшее время испытывать «норов» чужой машины.

Ехать ночью – это удовольствие, которое всего лишь требует чуть большеответственности, чем всегда.

Советы бывалых: дождь, метель, туман и другие случаи непогоды.

Да, погода не всегда радует – иногда приходится выезжать на мотоцикле в туман, ливень и даже когда валит снег.

Итак, начнем с ливня.

В первых – одежда, максимально защищающая от воды. Здесь вам поможет хорошая память, нужно всего лишь не забыть взять с собой специальный дождевик - комбинезон. Кстати, качественная текстильная куртка все еще считается лучшей защитой от ветра и дождя, и в летний период тоже. Кожаная быстро намокает и еще дольше сушится.

Мокрая дорога. Здесь уместно придерживаться трех основных правил:

·         объезжаем люки, заплатки и любые другие подозрительные пятна, соблюдаем осторожность на белых разметках;

·         тормозим мягко;

·         соблюдаем дистанцию.

Что касается визора, то он должен быть чистым и гладким. Существует масса специальных средств для полировки визора, благодаря которым капли дождя будут быстро стекать по его поверхности, не образуя единой пленки.

Ураганный ветер.

Конечно, без очень сильной необходимости нормальный человек не двинется в путь ни пешком, ни на машине и уж тем более, на мотоцикле.  Но, если уж обстоятельства были так жестоки, то вот вам совет, который может показаться странным - расслабьтесь!
Аргументируем: во время сильного ветра хочется буквально вцепиться в руль и напрячь все свои силы, все мышцы привести в готовность сопротивляться непогоде. Но, именно тогда, когда ваше тело напряжено, любой порыв ветра будет вынуждать вас делать рывок мотоциклом, и с каждым разом байк будет откланяться в сторону. А нужно наоборот, сохранить прямолинейное движение. В расслабленном состоянии ваше тело будет держаться свободно и не передаст порывы на двухколесного коня. Следовательно, и ненужные вам отклонения мотоцикла будут доведены до минимума.

Как ни странно, но при сильном боковом ветре мотоцикл может ехать ровно почти сам по себе. Для этого нужно лишь выставить согнутую в колене ногу в сторону набегающего потока воздуха. Мышцы ноги должны быть расслаблены, чтобы сильные ветровые порывы не кидали мотоцикл. Нога в данном случае становится чем-то вроде паруса. Принцип действия выставленного колена может показаться не совсем понятным, но он работает, байк держится прямо.

Туманность.

Здесь вам понадобятся:

·         противотуманная фара

·         готовность чаще смотреть в зеркала заднего обзора

·         визор, обработанный специальным средством, дабы сотни малюсеньких капель не задерживались на нем

·         желательно иметь при мотоочки с желтыми линзами, они улучшают контрастность в туман, видеть сильно лучшее не начнете, но различать предметы гораздо лучше – Да.

Снег, снег…

Снег может сорваться с неба даже тогда, когда не все листья опали и даже не сильно пожелтели. Ну бывает. А вы –в дороге. Что бы езда по свежему снегу не принесла неприятностей, старайтесь все действия выполнять плавно. Повороты совершайте как можно мягче, оставаясь на ровном газу. Никаких резких торможений.

Другая песня –укатанный машинами снег.  Такой снег можно сравнить с чистым льдом, настолько на нем скользко. Мотоциклистам следует помнить, что на очень скользкой дороге автомобилисты чувствуют себя довольно уверенно (у них-то четыре колеса), и не все считают нужным сбавлять скорость.  Так что придется вам полагаться на себя, чаще заглядывать в зеркала заднего вида и опять же, соблюдать визор в чистоте, для хорошего угла обзора.


Ночь.

Темнота, конечно, друг молодежи, но не в данном случае. Еще раз напомним: любые светоотражатели на вашей одежде или на вашем мотоцикле – это гарантия, что вас вовремя заметят. Но, не забывайте приглушать свет фары, когда сами приближаетесь к знакам со светоотражателями, чтобы не быть ослепленным.
Изучайте свой байк. Его возможности и «повадки». В любом случае, даже в самую злую непогоду вам будет намного легче передвигаться на мотоцикле, который вы досконально знаете и которым умеете уверенно управлять.

Следующая часть статьи, пожалуй, будет самой важной, и будет содержать только самые полезные и нужные советы по безопасному управлению мотоциклом.
Картинка для анонса: Array